Подкаст: Останавливает или снижает ли мытье рук пеплом (золой) распространение вирусных и бактериальных инфекций по сравнению с мылом или другими средствами?

Коронавирусная болезнь 2019 года, или COVID-19, быстро распространилась по всему миру, и Кокрейн разрабатывает обзоры, чтобы помочь лицам, принимающим решения, ответить на пандемию. В апреле 2020 года авторы опубликовали быстрый обзор эффектов использования пепла или золы для мытья рук в случаях, когда мыло и вода недоступны. В этом подкасте Ларс Йоргенсен из Северного Центра Кокрейн со своим коллегой Асгером Палудан-Мюллером беседуют об этом обзоре. Эльвира Григорьевна Александрова и Диляра Фархадовна Нурхаметова из Кокрейн Россия перевели текст подкаста на русский язык и расскажут нам об этом обзоре.

Перевод и озвучивание подкаста: Александрова Эльвира Григорьевна и Нурхаметова Диляра Фархадовна.
Редактирование перевода: Юдина Екатерина Викторовна.
Монтаж и отладка подкаста - Габдрахманов Азат Исхакович.

Координация проекта по переводу на русский язык: Кокрейн Россия - Cochrane Russia, Cochrane Geographic Group Associated to Cochrane Nordic. По вопросам, связанным с этим переводом, пожалуйста, обращайтесь к нам по адресу: cochranerussia@gmail.com.

- Читайте транскрипт

Эльвира Григорьевна: Коронавирусная болезнь 2019 года, или COVID-19, быстро распространилась по всему миру, и Кокрейн разрабатывает обзоры, чтобы помочь лицам, принимающим решения, ответить на пандемию. В апреле 2020 года авторы опубликовали быстрый обзор эффектов использования пепла или золы для мытья рук в случаях, когда мыло и вода недоступны. В этом подкасте Ларс Йоргенсен из Северного Центра Кокрейн со своим коллегой Асгером Палудан-Мюллером беседуют об этом обзоре. Эльвира Григорьевна Александрова и Диляра Фархадовна Нурхаметова из Кокрейн Россия перевели текст подкаста на русский язык и расскажут нам об этом обзоре.

Эльвира Григорьевна: Группа авторов подготовила этот систематический обзор «пепла или золы для мытья рук». Пожалуйста, расскажите немного о том, почему авторы это сделали?

Диляра Фархадовна: Kак мы все знаем, правильная гигиена рук является одной из наиболее важных мер по предотвращению распространения инфекционных заболеваний, включая COVID-19. К сожалению, около 40% населения мира не имеют доступа к мылу и проточной воде, поэтому недорогостоящие альтернативы крайне необходимы. Зола используется в некоторых частях мира и была рекомендована несколькими неправительственными организациями, но мы не знали о существовании какого-либо систематического обзора ее потенциальных пользы и вреда.

Эльвира Григорьевна: Понятно, поэтому был необходим систематический обзор. Какие типы исследований авторы планировали включить?

Диляра Фархадовна: Авторы ожидали, что рандомизированных клинических испытаний будет мало или не будет совсем, поэтому они решили также провести поиск обсервационных исследований, такие как когортные исследования, исследования случай-контроль и контролируемые исследования до и после. В основном авторов интересовали исследования, в которых изучали клинически значимые исходы, такие как бактериальные или вирусные инфекции, госпитализация и вредные последствия, и изучали различные способы мытья рук.

Эльвира Григорьевна: И в результате авторы смогли найти какие-либо подходящие исследования?

Диляра Фархадовна: Да, в результате поиска было обнаружено 58 уникальных записей, в том числе одно рандомизированное клиническое испытание. В целом, авторы включили 14 исследований, описанных в 19 статьях, включая пять нерандомизированных испытаний, четыре перекрестных исследования, три проспективных когортных исследования и одно исследование случай-контроль, а также рандомизированное клиническое испытание.

Эльвира Григорьевна: Хорошо, похоже, у авторов было достаточно данных для работы.

Диляра Фархадовна: К сожалению нет. Многие из исследований на самом деле не дифференцировали (не разграничивали) эффекты золы и мыла, и авторы не нашли исследований, которые непосредственно изучали бы исходы, заранее определенные авторами обзора. В двух обсервационных исследованиях рассматривали инфекции, но ни в одном из них не подтверждали диагноз лабораторными тестами. В одном исследовании рассматривали клинически поставленные диагнозы диареи, но диарея может быть вызвана не только бактериями или вирусами. В другом исследовании рассматривали симптомы инфекции репродуктивного тракта, самостоятельно сообщаемые участниками, но, опять же, могут быть и другие причины таких симптомов. Авторы также нашли четыре исследования, в которых учитывали количество бактерий после мытья рук с использованием различных материалов, но это суррогатный исход, и неясно, насколько это клинически значимо. В результате авторы пришли к выводу, что во всех исследованиях с подходящими данными был либо критический, либо высокий риск смещения или систематической ошибки.

Эльвира Григорьевна: Это, несомненно, разочаровывает. Итак, как авторы подвели итог своего обзора и где люди могут найти его?

Диляра Фархадовна: На основании нескольких испытаний, суррогатных исходов и высокого риска смещения или систематической ошибки, авторы не смогли сделать какие-либо четкие выводы о пользе и вреде мытья рук с использованием золы. Нужны крупные рандомизированные клинические испытания с клинически значимыми исходами, чтобы узнать, действительно ли зола является полезной альтернативой мылу и воде. Важно, чтобы люди знали об этом, и авторы рады, что обзор находится в свободном доступе онлайн. Если люди зайдут на сайт Cochrane Library dot com и введут в строке поиска «зола и мытье рук», они смогут его найти.

Закрыть транскрипт
Share/Save

Podcast: Does cleaning hands with ash stop or reduce the spread of viral and bacterial infections compared with soap or other materials?

Coronavirus disease 2019, or COVID-19, has spread quickly throughout the world, and Cochrane is producing reviews to help decision makers respond to the pandemic. In April 2020, we published the rapid review of the effects of using ash for cleaning hands when soap and water are not available. In this podcast, Lars Jørgensen (left) from the Nordic Cochrane Centre spoke to his colleague there, Asger Paludan-Müller, about the review.

- Read transcript

Monaz: Hello, I'm Monaz Mehta, editor in the Cochrane Editorial and Methods department. Coronavirus disease 2019, or COVID-19, has spread quickly throughout the world, and Cochrane is producing reviews to help decision makers respond to the pandemic. In April 2020, we published the rapid review of the effects of using ash for cleaning hands when soap and water are not available. In this podcast, Lars Jørgensen from the Nordic Cochrane Centre spoke to his colleague there, Asger Paludan-Müller, about the review.

Lars: So, Asger, you and your group have done this systematic review of ‘ash for cleaning hands’. Can you tell us a little about why you did it?

Asger: Well, as we all know, proper hand hygiene is one of the most important measures for preventing the spread of infectious diseases, COVID-19 included. Unfortunately, about 40% of the world’s population don’t have access to soap and running water, so low-cost alternatives are badly needed. Ash is used in some parts of the world, and has been recommended by several NGOs, but we were not aware of any systematic review of its potential benefits and harms.

Lars: I see, so a systematic review was needed. Which types of study did you plan to include?

Asger: We expected that there would be few, or no, randomized trials, so we decided to also look for observational studies such as cohort studies, case-control studies and controlled before-after studies. We were mainly interested in studies examining clinically relevant outcomes, such as bacterial or viral infections, hospital admissions and harms that had examined different ways of cleaning hands.

Lars: Makes sense, so were you able to identify any relevant studies?

Asger: Yeah, our search yielded 58 unique records, including one randomized trial. Overall, we ended up including 14 studies described in 19 articles, with five non-randomised trials, four cross-sectional studies, three prospective cohort studies, and one case-control study, as well as the randomized trial.

Lars: Ok, so it sounds like you had quite a lot of data to work with.

Asger: Unfortunately, no. Many of the studies did not really differentiate between the effects of ash and soap, and we found no studies which directly examined our pre-specified outcomes. Two observational studies looked at infections, but none of them confirmed the diagnosis with laboratory tests. One looked at clinically made diagnoses of diarrhoea, but diarrhoea can be caused by things other than bacteria or virus. The other looked at self-reported symptoms of reproductive tract infection, but again there may be other causes for such symptoms. We also identified four studies that took a bacterial count after handwashing using different materials, but this is a surrogate outcome, and it’s not clear how clinically relevant it is. Finally, we judged that all the studies with relevant data were at either critical or high risk of bias.

Lars: That’s clearly disappointing. So how would you sum up your review and where can people find it?

Asger: Well, based on the few trials, the surrogate outcomes and the high risk of bias, we’re not able to make any firm conclusions at this time about the benefits and harms of hand cleaning using ash. We need large randomized trials with clinically relevant outcomes to see if ash really is a useful alternative to soap and water. It’s important that people are aware of this and I’m pleased that the review is freely available online. If people go to Cochrane Library dot com, and type in a simple search for 'ash and hand cleaning', they will find it.

Close transcript
Share/Save