Подкаст: Вакцина против гриппа для профилактики острого среднего отита

Острый средний отит является распространенным среди детей инфекционным заболеванием, исследования показывают, что до четырех детей из каждых пяти в странах с высоким уровнем дохода перенесут, по крайней мере, один эпизод острого среднего отита к трем годам жизни. В качестве способа профилактики этого были предложены вакцины против гриппа, а обновленный Кокрейновский обзор от октября 2017 года рассматривает последние доказательства. Ведущий автор обзора, Нораяти из Университета Сайнс-Малайзия в Кубанге Кериан, Малайзия, подготовила этот подкаст, а Алина Ким из Казанского федерального университета перевела текст подкаста на русский язык и расскажет нам об этом обзоре подробнее.

Перевод подкаста - Ким Алина.
Редактирование перевода - Зиганшина Лилия Евгеньевна.
Озвучивание подкаста - Ким Алина и Ахмадалиева Севара.
Запись, монтаж и отладка подкаста - Шакирзянова Марина Валентиновна и Габдрахманов Азат Исхакович.
Координация проекта по переводу на русский язык: Cochrane Russia - Кокрейн Россия (филиал Северного Кокрейновского Центра на базе Казанского федерального университета). По вопросам, связанным с этим переводом, пожалуйста, обращайтесь к нам по адресу: cochrane.russia.kpfu@gmail.com.

- Читайте транскрипт

Севара: Острый средний отит является распространенным среди детей инфекционным заболеванием, исследования показывают, что до четырех детей из каждых пяти в странах с высоким уровнем дохода перенесут, по крайней мере, один эпизод острого среднего отита к трем годам жизни. В качестве способа профилактики этого были предложены вакцины против гриппа, а обновленный Кокрейновский обзор от октября 2017 года рассматривает последние доказательства. Ведущий автор обзора, Нораяти из Университета Сайнс-Малайзия в Кубанге Кериан, Малайзия, подготовила этот подкаст, а Алина Ким из Казанского федерального университета перевела текст подкаста на русский язык и расскажет нам об этом обзоре подробнее.

Алина: Хотя люди привыкли думать, что острый средний отит вызывается вирусами, не так давно было обнаружено, что большинство острых средних отитов являются бактериальными по происхождению. Однако, как правило, заболевание запускается вирусной инфекцией, такой как грипп, и это создает возможность того, что противогриппозные вакцины могут не только предупредить грипп, но также могут быть эффективными в предотвращении острого среднего отита. Знание того, действительно ли это так, могло бы помочь родителям в принятии решения о вакцинации детей против гриппа. Этот обзор дает основания предположить, что возможно небольшое сокращение частоты острого среднего отита и большее влияние на использование антибиотиков.
Авторы исследовали это путем рассмотрения испытаний, в которых вакцины против гриппа сравнивали с плацебо или с отсутствием лечения у детей в возрасте от шести месяцев до шести лет, независимо от того, имели они острый средний отит в прошлом или нет. Авторы включили 11 испытаний, но некоторые из них не внесли вклад в итоговые анализы, потому что период наблюдения был слишком коротким. Однако, проведя мета - анализ четырех других испытаний с участием более 3000 человек, авторы обнаружили четырех -процентное абсолютное уменьшение числа эпизодов острого среднего отита у вакцинированных детей в течение 6 месяцев после вакцинации. Кроме того, что еще важнее, было установлено клинически значимое одиннадцати – процентное абсолютное уменьшение числа детей, получающих антибиотики для лечения острого среднего отита или его осложнений, в анализе, включившем в общей сложности 1200 детей в двух испытаниях.
Имели место быть некоторые неблагоприятные события, связанные с вакцинацией, но сообщения о них были ограничены незначительными побочными эффектами, включая эпизоды лихорадки и насморка. Однако, важно отметить, что некоторые редкие или серьезные неблагоприятные события были зарегистрированы в Кокрейновском обзоре, в котором основное внимание уделяется эффективности и безопасности вакцины против гриппа у детей, в который включена большая коллекция исследований, чем в этот обзор.
Таким образом, вакцина против гриппа, по-видимому, оказывает небольшое влияние на уменьшение случаев острого среднего отита у детей раннего возраста, но продвижение вакцинации против гриппа, исключительно для сокращения частоты острого среднего отита, не представляется оправданным. С другой стороны, польза вакцины по уменьшению использования антибиотиков может оправдать ее использование; но в странах с низкой распространенностью мастоидита (важное осложнение острого среднего отита), где 'бдительное наблюдение' уже используется для уменьшения чрезмерного назначения антибиотиков, влияние этих результатов является неопределенным.

Севара: Если вы хотите узнать больше о вакцине против гриппа и остром среднем отите, просто зайдите в онлайн - библиотеку Кокрейн и введите в поиск 'противогриппозные вакцины для среднего отита', чтобы найти обзор Нораяти. Однако, если вы хотите найти обзор о влиянии вакцины непосредственно на грипп, введите в поиск 'вакцины для профилактики гриппа у здоровых детей'.

Закрыть транскрипт
Share/Save

Podcast: Influenza vaccine for preventing acute otitis media (middle ear infection)

Acute otitis media is a common infection in children, with research showing that up to four in every five children in high-income countries will have at least one episode by the age of three. Influenza vaccines have been suggested as a way to prevent this, and an updated Cochrane Review from October 2017 looks at the latest evidence. Here’s the review’s lead author, Norhayati from the Universiti Sains Malaysia in Kubang Kerian, Malaysia, to tell us more.

- Read transcript

John: Hello, I'm John Hilton, editor in the Cochrane Editorial and Methods department. Acute otitis media is a common infection in children, with research showing that up to four in every five children in high-income countries will have at least one episode by the age of three. Influenza vaccines have been suggested as a way to prevent this, and an updated Cochrane Review from October 2017 looks at the latest evidence. Here’s the review’s lead author, Norhayati from the Universiti Sains Malaysia in Kubang Kerian, Malaysia, to tell us more.

Norhayati: Although people used to think that acute otitis media, or AOM as I’ll call it in this podcast, was caused by a virus, more recently it has been found that most AOM is bacterial in origin. However, it is commonly triggered by a viral infection, such as influenza, and this raises the possibility that influenza vaccines might not only prevent influenza but might also be effective in preventing AOM. Knowing whether or not this is the case might help parents making a decision to vaccinate their children against influenza, and our review does suggest that there might be a small reduction in AOM and a larger effect on the use of antibiotics.
We investigated this by reviewing trials that had compared influenza vaccines with placebo or no treatment in children between six months and six years of age, whether or not they had had AOM in the past. We included 11 trials but several of these did not contribute to our analyses, because their follow-up period was too short. However, by doing a meta-analysis of the other four trials with more than 3000 participants, we found a 4% absolute reduction in episodes of AOM in vaccinated children in the 6 months after vaccination. Even more importantly, there was a clinically meaningful 11% absolute reduction in children receiving antibiotics for AOM or its complications in our analysis of the 1200 children in two trials. 
There were some adverse events with the vaccine but the reporting of these was limited to minor side effects, including episodes of fever and a runny nose. However, it is important to note that some rare or serious adverse events have been reported in the Cochrane Review that focuses on the efficacy and safety of influenza vaccine in children, which includes a larger collection of studies than our review. 
In summary, influenza vaccine appears to have a small effect in reducing AOM in young children but promoting influenza vaccination solely to reduce AOM does not seem justified. On the other hand, the benefits of the vaccine on reducing antibiotic usage might justify its use; but, in settings with a low incidence of mastoiditis, an important complication of AOM, where 'watchful waiting' is already used to reduce the over-prescribing of antibiotics, the impact of this finding is uncertain.

John: If you would like to read more about influenza vaccine and acute otitis media, just go online to Cochrane Library dot com and search 'influenza vaccines for otitis media' to find Norhayati's review. While, if you want to find the review he mentioned of the effects of the vaccine on influenza itself, search 'vaccines for preventing influenza in healthy children'.

Close transcript
Share/Save