Подкаст: Церебролизин при остром ишемическом инсульте

При остром ишемическом инсульте необходимы ургентные эффективные, простые и надежные методы лечения, чтобы снизить риск инвалидности или смерти от повреждения мозговой ткани. Используемые методы лечения варьируют по всему миру, лекарство под названием церебролизин широко используется в постсоветских странах, Восточной Европе, Центральной и Юго-Восточной Азии. В апреле 2017 года было опубликовано новое обновление этого обзора, подготовленного исследователями из Казанского Федерального Университета в России, и аспирант Чинара Раззакова взяла интервью у одного из авторов, Татьяны Рудольфовны для этого подкаста. 

- Читайте транскрипт

Введение: При остром ишемическом инсульте необходимы ургентные эффективные, простые и надежные методы лечения, чтобы снизить риск инвалидности или смерти от повреждения мозговой ткани. Используемые методы лечения варьируют по всему миру, лекарство под названием церебролизин широко используется в постсоветских странах, Восточной Европе, Центральной и Юго-Восточной Азии. В апреле 2017 года было опубликовано новое обновление этого обзора, подготовленного исследователями из Казанского Федерального Университета в России, и аспирант Чинара Раззакова взяла интервью у одного из авторов, Татьяны Рудольфовны для этого подкаста.

Чинара: Здравствуйте, Татьяна Рудольфовна. Могли бы вы немного рассказать нам о теме этого Кокрейновского обзора? 

Татьяна Рудольфовна: Вкратце, речь идет о лекарстве под названием церебролизин, которое используется для людей с острым ишемическим инсультом. Считается, что он обладает нейропротекторными и нейротропными свойствами и широко используется здесь, в России, странах бывшего Советского Союза, Китае и других странах Азии. Мы хотели изучить его потенциальную пользу для людей с острым ишемическим инсультом и выяснить, есть ли вред, связанный с его применением.

Чинара: Таким образом, основной причиной для разработки этого обзора был тот факт, что церебролизин так часто назначается при остром ишемическом инсульте?

Татьяна Рудольфовна: Это было одной из причин, но основной проблемой, почему мы работали над этим обзором, было использование препарата в качестве потенциального нейропротектора. При ишемическом инсульте концепция «нейропротекции» включает подавление изменений, которые приводят к притоку ионов кальция, активации активных форм кислорода или свободных радикалов и некрозу клеток.  Эти идеи стимулировали разработку многих потенциально «нейропротективных» веществ, некоторые из которых были эффективными в исследованиях на животных. Однако, доказательства из клинических испытаний на пациентах продолжают оставаться проблематичными. Это заставило нас попытаться выяснить, защищает ли эффективно церебролизин мозг от повреждений и приносит ли пользу или вред людям, у которых случился острый ишемический инсульт

Чинара: Это, кажется, самый важный вопрос этого обзора, и, возможно, вы могли бы рассказать нам, что вы сделали, чтобы получить ответ. 

Татьяна Рудольфовна: Мы искали исследования, в которых пациенты, которые получали стандартную схему лечения ишемического инсульта, были рандомизированы для получения либо церебролизина, либо плацебо. Затем мы использовали эти исследования, чтобы изучить влияние церебролизина на смерти и неблагоприятные события.

Чинара: Как много информации вы нашли?

Татьяна Рудольфовна: Мы нашли шесть рандомизированных контролируемых испытаний с общим числом участников около 1500 человек. Три из шести испытаний были крупными многоцентровыми исследованиями, два были небольшими, а одно не предоставило количественной информации для включения в окончательный мета-анализ.

Чинара: И что испытания говорят нам об эффекте церебролизина? 

Татьяна Рудольфовна: Когда мы объединили доказательства, мы не обнаружили никакой пользы от использования церебролизина. Не было очевидного влияния на смерти, и данные трех многоцентровых исследований, в которых сообщали о серьезных неблагоприятных событиях, показали, что церебролизин более чем удваивал число людей с нефатальными серьезными неблагоприятными событиями.

Чинара: Это не звучит хорошо для церебролизина, но нужно ли большое клиническое испытание, чтобы раз и навсегда решить эту проблему? 

Татьяна Рудольфовна: Хотя высококачественные крупномасштабные рандомизированные клинические испытания всегда необходимы для получения достоверной информации о потенциальной ценности лекарств, используемых при остром ишемическом инсульте, наш обзор показал, что вероятная польза от церебролизина не поддерживается надёжными доказательствами, и мы не бы не рекомендовали его рутинное использование при остром ишемическом инсульте. Мы также показали, что использование церебролизина небезопасно и, поэтому, если и будет это проверено в будущих исследованиях, они должны принять форму хорошо спланированных рандомизированных клинических испытаний и включать оценки рисков серьезных неблагоприятных событий.

Чинара: Итак, в заключение, что бы вы и ваши соавторы этого обзора посоветовали пациентам с острым ишемическим инсультом, их родственникам и врачам, которые лечат и ухаживают за ними? 

Татьяна Рудольфовна: Мы бы сказали простыми словами, что церебролизин не является правильным выбором для лечения острого ишемического инсульта

Чинара: Спасибо.

Заключение: Это были Чинара Раззакова и Татьяна Рудольфовна из Казанского федерального университета в России, и если вы хотите узнать больше о результатах этого Кокрейновского обзора, вы можете найти их в Кокрейновской библиотеке. Просто зайдите на сайт и введите «церебролизин и инсульт» в поле поиска. 

Закрыть транскрипт
Share/Save

Podcast: Cerebrolysin for acute ischaemic stroke

When someone has an acute ischemic stroke, urgent effective, simple and reliable treatments will reduce their risks of disability or dying from their brain tissue damage. The treatments used vary around the world, and a drug called cerebrolysin is widely used in post-Soviet countries, Eastern Europe, Central and Southeast Asia. In April 2017, the latest update of this review was published by researchers from Kazan Federal University in Russia and Chinara Razzakova, a PhD student from the university interviewed one of the authors, Liliya Eugenevna, for this podcast.

- Read transcript

Monaz: Hello, I'm Monaz Mehta, editor in the Cochrane Editorial and Methods department. When someone has an acute ischemic stroke, urgent effective, simple and reliable treatments will reduce their risks of disability or dying from their brain tissue damage. The treatments used vary around the world, and a drug called cerebrolysin is widely used in post-Soviet countries, Eastern Europe, Central and Southeast Asia. In April 2017, the latest update of this review was published by researchers from Kazan Federal University in Russia and Chinara Razzakova, a PhD student from the university interviewed one of the authors, Liliya Eugenevna, for this podcast.

Chinara: Hello Liliya Eugenevna. Could you tell us a little about the topic for this Cochrane Review? 

Liliya Eugenevna: Briefly, it’s about a medicine called cerebrolysin, which is used for people who’ve had an acute ischemic stroke. It’s believed to have neuroprotective and neurotropic properties and is widely used here in Russia, countries of the former Soviet Union, China and elsewhere in Asia. We wanted to examine its potential benefits for people with acute ischemic stroke, and whether there are any harms associated with its use.

Chinara: So, was one of the main reasons for the review the fact that cerebrolysin is used so often for this type of stroke?

Liliya Eugenevna: That was one of the reasons but the main issue as we worked on the review was the drug’s use as a potential neuroprotector. In ischemic stroke, the concept of “neuroprotection” includes the suppression of changes that lead to an influx of calcium ions, activation of the reactive oxygen species or free radicals, and cell necrosis. These ideas have stimulated the development of many potentially “neuroprotective” substances, some of which were shown to be effective in animal studies. However, the evidence from clinical trials in patients continues to be problematic. This led us to try to find out whether cerebrolysin effectively protects the brain from damage and has benefits, or harms, for people who have had an acute ischemic stroke.

Chinara: This seems to be the most important question for this review and perhaps you could tell us what you did to get an answer.

Liliya Eugenevna: We looked for studies in which patients who were receiving a standard treatment regimen for ischemic stroke were randomized to receive either cerebrolysin or a placebo. We then used these studies to investigate the effects on death and adverse events.

Chinara: How much information did you find?

Liliya Eugenevna: We found six randomized trials with a total of approximately 1500 participants. Three of the six trials were large multicentre studies, two were small and one did not provide quantitative information to include in the final meta-analyses. 

Chinara: And what do the trials tell us about the effects of cerebrolysin?

Liliya Eugenevna: When we combined the evidence, we found no benefit of cerebrolysin use. There was no obvious effect on deaths and the data from the three multicentre studies, which reported serious adverse events, showed that cerebrolysin more than doubled the number of people with non-fatal serious adverse events.

Chinara: That does not sound good for cerebrolysin, but do we need a large clinical trial to resolve this issue once and for all?

Liliya Eugenevna: Although high-quality large-scale randomized trials are always necessary for getting reliable information about the potential value of drugs used in acute ischemic stroke, our review has shown that the potential benefit of cerebrolysin is not supported by reliable evidence and we would not recommend its routine use in acute ischemic stroke. We’ve also shown that the use of cerebrolysin is unsafe and, so, if it is going to be tested in future research, this needs to take the form of well-designed randomised trials and include assessments of the risks of serious adverse events.

Chinara: So, to finish, what would you and your co-authors of this review advise for patients with acute ischemic stroke, their relatives, and doctors who treat and care for them?

Liliya Eugenevna: At its simplest, we’d say that cerebrolysin is not the right choice for the treatment of acute ischemic stroke.

Chinara: Thank you.

Monaz: That was Chinara Razzakova and Liliya Eugenevna from Russia's Kazan Federal University, and if you would like to know more about the results of the Cochrane review, you can find it at Cochrane Library dot com. Just go to the website and type "cerebrolysin and stroke" into the search box.

Close transcript
Share/Save