Подкаст: Кожные антисептики для сокращения инфекций, связанных с центральным венозным катетером

Центральный венозный катетер является одним из наиболее широко используемых устройств в медицине, он обеспечивает прямой доступ к кровотоку пациента. Однако он может вызвать ряд инфекций, и применение кожных антисептиков  является одним из способов уменьшения риска. Соответствующие доказательства были изучены в Кокрейновском обзоре, опубликованном в июле 2016 года. Аида Качигулова из Казанского федерального университета перевела текст подкаста на русский язык, а Адель Ильясова расскажет нам о результатах этого обзора.

Перевод подкаста - Качигулова Аида.

Редактирование перевода - Просюкова Ксения Олеговна, Юдина Екатерина Викторовна.

Озвучивание подкаста - Ильясова Адель и Габдрахманов Азат Исхакович.

Запись, монтаж и отладка подкаста - Шакирзянова Марина Валентиновна и Габдрахманов Азат Исхакович.

Координация проекта по переводу на русский язык: Cochrane Russia - Кокрейн Россия (филиал Северного Кокрейновского Центра на базе Казанского федерального университета). По вопросам, связанным с этим переводом, пожалуйста, обращайтесь к нам по адресу: cochrane.russia.kpfu@gmail.com.

- Читайте транскрипт

Азат: «Центральный венозный катетер является одним из наиболее широко используемых устройств в медицине, он обеспечивает прямой доступ к кровотоку пациента. Однако он может вызвать ряд инфекций, и применение кожных антисептиков  является одним из способов уменьшения риска. Соответствующие доказательства были изучены в Кокрейновском обзоре, опубликованном в июле 2016 года. Аида Качигулова из Казанского федерального университета перевела текст подкаста на русский язык, а Адель Ильясова расскажет нам о результатах этого обзора».

Адель: Центральный венозный катетер является важнейшим приспособлением для введения различных жидкостей, компонентов крови, лекарств и парентерального питания непосредственно в кровь человека. Однако, создавая возможность для колонизации микроорганизмов и их распространения по организму, применение центральных венозных катетеров может увеличить смертность, заболеваемость и затраты здравоохранения. Поэтому для уменьшения риска катетер-ассоциированных инфекций медицинский персонал часто использует антисептические растворы для очищения кожи вокруг места введения катетера, как перед установкой катетера, так и во время использования катетера.

В этом обзоре оценили влияние кожных антисептиков, используемых в составе ухода за центральным венозным катетером, и показали, что нет четких данных, что обработка кожи вокруг места введения катетера снижает частоту катетер-ассоциированных инфекций кровотока, по сравнению с отсутствием обработки кожи.

Авторы обзора включили 13 исследований, в которых изучали всего около 3500 центральных венозных катетеров. Исследования были проведены в восьми странах Америки, Европы и Азии, и включали в основном взрослых пациентов из отделений интенсивной терапии или других специализированных отделений стационара. В большинстве исследований оценивали применение кожных антисептиков перед установкой катетера и во время его использования, однако качество исследований было неоднозначным, поскольку были серьезные проблемы с «ослеплением» участников и ухаживающих лиц. 

В исследованиях было проведено несколько сравнений. Сначала кожный антисептик сравнивали с отсутствием применения кожных антисептиков, и в трех исследованиях обнаружили отсутствие доказательств четких различий в частоте катетер-ассоциированных инфекций кровотока, колонизации катетера и потребности в применении антибиотиков. 

Также было несколько прямых сравнений различных кожных антисептиков между собой. Чаще всего сравнивали раствор хлоргексидина с раствором повидон-йода в качестве активных веществ. Исследования показали, что раствор хлоргексидина может немного сократить частоту катетер-ассоциированных инфекций кровотока, а также колонизацию катетера, в сравнении с раствором повидона-йода. Однако неясно, влияет ли их применение на показатели смертности, так как об этом сообщали только в одном испытании, и, несмотря на то, что при использовании хлоргексидина и повидон-йода наблюдались схожие показатели смертности, небольшие числа означают, что нельзя исключить различия. 

Оценки других антисептических средств проводились, в основном, в единичных небольших испытаниях, многие из которых не представили информации о первичных исходах катетер-ассоциированных инфекций кровотока или других значимых исходах, таких как кожные инфекции и неблагоприятные события.

Таким образом, неясно, приводит ли применение кожного антисептика к снижению катетер-ассоциированных инфекций кровотока по сравнению с отсутствием применения кожных антисептиков. Раствор хлоргексидина, используемый в качестве кожного антисептика, может сократить частоту катетер-ассоциированных инфекций кровотока и колонизации, по сравнению с повидон-йодом. Однако эти результаты основываются на доказательствах очень низкого качества, которое означает, что реальный эффект может сильно отличаться. Стоит также отметить, что на результаты могла повлиять основа используемого антисептического раствора, а именно, какой раствор использовали, водный или спиртовой. Для оценки эффективности и безопасности различных кожных антисептиков необходимы дальнейшие испытания, в которых следует оценить критические клинические исходы, такие как сепсис, катетер-ассоциированные инфекции кровотока и смертность.

Азат: «Если вы хотите прочитать больше о существующих доказательствах или следить за обновлениями этого обзора, когда будут проведены дальнейшие испытания, вы можете найти его полную версию онлайн в Кокрейновской библиотеке. Зайдите на сайт cochranelibrary.com и введите в строке поиска «кожный антисептик» (‘skin antisepsis’)».

Закрыть транскрипт
Share/Save

Podcast: Skin antisepsis for reducing central venous catheter-related infections

One of the most widely used devices in medicine is the central venous catheter, allowing direct access to a patient’s blood stream. However, it can cause infections and the use of antiseptics on the skin is one way to minimise this risk. Nai Ming Lai from the School of Medicine in Taylor's University in Malaysia has worked with colleagues to examine the relevant evidence and led the Cochrane Review, published in July 2016.

- Read transcript

John: Hello, I'm John Hilton, editor of the Cochrane Editorial unit. One of the most widely used devices in medicine is the central venous catheter, allowing direct access to a patient’s blood stream. However, it can cause infections and the use of antiseptics on the skin is one way to minimise this risk. Nai Ming Lai from the School of Medicine in Taylor's University in Malaysia has worked with colleagues to examine the relevant evidence and led the Cochrane Review, published in July 2016.

Nai Ming: The central venous catheter, or CVC, is an important device for administering fluids, blood products, medications and parenteral nutrition directly into a person’s blood. However, by providing a way for micro-organisms to colonise and spread inside the body it can increase mortality, morbidities and the costs of health care. In order to try to reduce these catheter-related infections, healthcare staff often use antiseptic solutions to clean the skin around the catheter insertion site, both prior to insertion and whilst the catheter is in place.
Our review assesses the effects of skin antisepsis as part of CVC care and has shown that it is not clear whether this cleaning of the skin around CVC insertion sites reduces catheter related blood stream infection compared with no skin cleansing.
We included 13 studies, with a total of nearly 3500 CVCs. The studies were from 8 countries across America, Europe and Asia, and were mostly done with adults in intensive care units or other specialist hospital units. Most studies assessed skin antisepsis before insertion and while the CVC was in place, but the quality was mixed, with blinding of the participants and carers being a major problem.
The studies had made several different comparisons. The first of which was skin antisepsis against no skin antisepsis, and the three studies found no evidence of clear differences in catheter related blood stream infections, colonisation of the catheter and need for antibiotics.
There were also several head-to-head comparisons between different skin antiseptic agents. The most common comparison was chlorhexidine solution versus povidone-iodine solution as active substances. These studies showed that chlorhexidine solution may modestly reduce catheter related blood stream infections as well as catheter colonisation compared with povidone-iodine solution. However, it is unclear whether there was an effect on mortality rates as only one study reported this, and although similar death rates were observed with chlorhexidine and povidone iodine, the small numbers mean that a difference cannot be ruled out.
Evaluations of other skin antiseptic agents were generally made in single, small studies, many of which did not report our primary outcome of catheter-related blood stream infection, or other important outcomes such as skin infections and adverse events.
In summary, it is unclear whether skin antisepsis reduces catheter related blood stream infection compared with no skin antisepsis. Skin antisepsis using chlorhexidine solution may reduce rates of catheter related blood stream infection and colonisation compared with antisepsis using povidone iodine. However, these findings are based on very low quality evidence, which means the true effects may be very different; and the results may be influenced by the nature of the antiseptic base solution, namely, whether an aqueous or alcohol-based solution is used. Further trials are needed to assess the effectiveness and safety of different skin antisepsis regimens and these should measure critical clinical outcomes such as sepsis, catheter-related blood stream infections and mortality.

John: If you would like to read more about the current evidence, or to watch for future updates of this review should these trials be done, you can find the full version online in the Cochrane Library. Got to Cochrane library dot com and search ‘skin antisepsis’.

Close transcript
Share/Save