Подкаст: ​Вмешательства для пациентов и лиц, ухаживающих за ними, в целях улучшения знаний о серповидно-клеточной анемии и связанных с ней осложнениях

Серповидно-клеточная анемия – наследственное заболевание, которое может вызывать осложнения на протяжении жизни человека. В новом Кокрейновском обзоре от октября 2016 года объединили данные о методах улучшения знаний пациентов и лиц, осуществляющих за ними уход. Алсу Мустафина из Казанского Федерального университета перевела текст подкаста на русский язык, а Алия Мулланурова расскажет нам о результатах этого обзора.

Перевод подкаста - Мустафина Алсу.

Редактирование перевода - Просюкова Ксения Олеговна, Курбатова Ольга Геннадьевна, Зиганшина Лилия Евгеньевна.

Озвучивание подкаста - Мулланурова Алия Фаритовна и Таштанбекова Чолпон Болотбековна.

Запись, монтаж и отладка подкаста - Шакирзянова Марина Валентиновна и Габдрахманов Азат Исхакович.

Координация проекта по переводу на русский язык: Cochrane Russia - Кокрейн Россия (филиал Северного Кокрейновского Центра на базе Казанского федерального университета). По вопросам, связанным с этим переводом, пожалуйста, обращайтесь к нам по адресу: cochrane.russia.kpfu@gmail.com.

- Читайте транскрипт

Чолпон: «Серповидно-клеточная анемия – наследственное заболевание, которое может вызывать осложнения на протяжении жизни человека. В новом Кокрейновском обзоре от октября 2016 года объединили данные о методах улучшения знаний пациентов и лиц, осуществляющих за ними уход. Алсу Мустафина из Казанского федерального университета перевела текст подкаста на русский язык, а Алия Мулланурова расскажет нам о результатах этого обзора».

Алия: «Серповидно-клеточная анемия может стать тяжелым бременем, как для пациента, так и для его семьи, что выражается в необходимости частых посещений медицинских учреждений. Болезнь вызывает не только физические осложнения, такие как болевые кризы и инсульты, но и приводит ко многим другим последствиям, таким как депрессия, низкое качество жизни, проблемы с адаптацией и сложности в семейных отношениях.

Некоторые исследования показали, что когда люди с хроническими заболеваниями учатся самоконтролю, у них улучшаются клинические исходы и качество жизни; и они меньше зависят от служб здравоохранения. Авторы обзора хотели убедиться, может ли это быть применимо и к серповидно-клеточной анемии, учитывая, что ранее не существовало ни одного обзора, посвященного вмешательствам по улучшению знаний о заболевании. Кроме того, недостаточно сведений о влиянии знаний пациента или ухаживающего за ним на клинические и психосоциальные исходы у людей с серповидно-клеточной анемией.

Авторы исследовали эффективность образовательных вмешательств, ориентированных на пациентов и лиц, осуществляющих уход, для изменения знаний и понимания серповидно-клеточной анемии среди пациентов и лиц, ухаживающих за ними. Авторы включили 12 испытаний, в которых в целом приняли участие более 500 лиц с этим заболеванием в возрасте от шести до 35 лет. Были исследованы несколько различных вмешательств, в том числе одно, продолжительностью всего один час, и другие, еженедельные занятия, продолжительностью до восьми недель. Время оценки знаний после вмешательства также варьировало, начиная от момента сразу после проведения вмешательства до 12 месяцев после его завершения.

По результатам четырех исследований сообщили, что образовательные программы улучшили знания пациентов. Знания лиц, осуществляющих уход, также улучшились, хотя этот вывод сделан на основании только одного исследования, проведенного в 20 семьях. Влияние на знания пациентов сохранялось при длительном последующем наблюдении, но влияние на знания ухаживающих лиц не сохранялось. Хотя депрессия статистически значимо уменьшилась в группах вмешательства, авторы не обнаружили влияния вмешательств на психологическую адаптацию, семейные отношения или связанное со здоровьем качество жизни пациентов. Не было сравнительных данных по оценке того, привело ли распознавание признаков и симптомов болезни пациентами или ухаживающими лицами к улучшению самоконтроля или приверженности лечению.

Таким образом, этот обзор обнаружил значимое положительное влияние образовательных вмешательств на улучшение знаний пациентов о серповидно-клеточной анемии и уменьшение депрессии. Влияние на знания пациентов сохранялось, было устойчивым более длительно, чем у лиц, осуществляющих уход; но влияние на знания было незначительным, и неясно, приводило ли оно к какой-либо клинической пользе.

Существенными факторами, ограничивающими возможность авторов исследовать эти влияния, является малое число участников испытаний и высокая частота выбывания участников. Нехватка испытаний, включенных пациентов и ухаживающих за ними затрудняли оценку вторичных исходов; равно как и умеренная и высокая гетерогенность исследований. Необходимы дальнейшие контролируемые испытания с особым вниманием к улучшению включения участников и поддержанию их участия в исследовании, а также к уменьшению смещения, для лучшего изучения влияний этих вмешательств. Этому также будет способствовать использование заранее подготовленных протоколов с едиными методами измерений в многочисленных центрах проведения испытаний».

Чолпон: «Информация обо всех исследованиях и результатах обзора доступна в полном объеме на сайте Кокрейновской библиотеки. Вы можете найти этот обзор, просто введя в строке поиска «серповидноклеточная анемия и знания» и следить за обновлениями, когда последуют дополнительные испытания».

Закрыть транскрипт
Share/Save

Podcast: Interventions for patients and caregivers to improve knowledge of sickle cell disease and recognition of its related complications

Sickle cell disease is a lifelong, inherited disorder which can cause complications throughout an individual's life. In a new Cochrane Review from October 2016, Monika Asnani and colleagues from the Caribbean Institute for Health Research at the University of the West Indies in Kingston Jamaica bring together the evidence on ways to improve the knowledge of patients and their caregivers. She outlines their findings in this podcast.

- Read transcript

John: Sickle cell disease is a lifelong, inherited disorder which can cause complications throughout an individual's life. In a new Cochrane Review from October 2016, Monika Asnani and colleagues from the Caribbean Institute for Health Research at the University of the West Indies in Kingston Jamaica bring together the evidence on ways to improve the knowledge of patients and their caregivers. She outlines their findings in this Evidence Pod.

Monika: Sickle cell disease can cause a huge burden on both the patient and their family, including frequent visits to healthcare facilities. The illness causes not just physical complications such as painful crises and strokes, but may have many other effects including depression, poor quality of life, coping issues and poor family relationships.
Some studies have shown that when people with chronic illness learn self-management, their clinical outcomes and quality of life improves; and they show lower dependence on healthcare services. We wanted to see if this might be the case for sickle cell disease, given that there are no reviews of which interventions improve knowledge in sickle cell disease and little is known about the impact of patient or care-giver knowledge on clinical and psychosocial outcomes in people with sickle cell disease.
We investigated the effectiveness of patient- and caregiver-centred educational interventions for changing knowledge and understanding of sickle cell disease among patients and caregivers of people with the disease. We included 12 trials with a total of more than 500 people with the disease, who ranged from 6 to 35 years of age. Several different interventions had been tested, including one lasting just one hour and others that had weekly sessions for up to eight weeks. The timing of the post-intervention assessments also varied, ranging from right after the intervention period to 12 months after completion.
Four studies reported that educational programs improved patient knowledge. Caregiver knowledge improved as well, although this finding comes from just one trial conducted in 20 families. The effect on patient knowledge was sustained at longer follow-up periods, but the effect on caregiver knowledge was not sustained. Although depression showed a statistically significant decline in intervention groups, we did not see any effects on coping, family relationships or health-related quality of life of patients. No comparative data were reported to assess whether the recognition of signs and symptoms by patients or caregivers led to better self-management or adherence to treatment.
In summary, our review identifies important positive effects of educational interventions on improving patient knowledge of sickle cell disease and reducing depression. Effects on patients’ knowledge were maintained for longer than for caregivers; but the effect on knowledge was small and it’s not clear if it offers any clinical benefit. Significant factors limiting our ability to investigate these effects are the low number of participants in the trials and high attrition rates. The shortage of trials, and of recruited patients and caregivers, also made it difficult to assess secondary outcomes; as did the moderate to high heterogeneity across the studies. We should like to see further controlled trials, with rigorous attention given to improving recruitment and retention and to decreasing bias, to better study the effects of these interventions. This would also be helped by the use of predetermined protocols, with similar measurements across multiple sites.

John: Information on all of the studies in Monika’s review and its overall findings are available in full online, at Cochrane Library dot com. You can find the current review with a simple search for ‘sickle cell and knowledge‘, and watch for updates should the extra trials be done.

Close transcript
Share/Save