Подкаст: Средства профилактики сухости во рту и проблем со слюноотделением после лучевой терапии

Многие потенциально спасающие жизнь варианты лечения имеют побочные эффекты, которые могут оказать существенное негативное влияние на качество жизни пациента. Поэтому наряду с Кокрейновскими обзорами, в которых рассматриваются полезные эффекты вариантов лечения, разрабатываются такие, в которых изучают способы уменьшения их неблагоприятных эффектов. В одном из таких обзоров, впервые опубликованном в июле 2017 года, рассматриваются способы защиты слюнных желез во время лучевой терапии. Авторы обзора Филип Райли и Энн-Мари Гленни из группы Кокрейн по здоровью полости рта, в Манчестерском университете в Великобритании, разработали текст этого подкаста, а Илаха Гулиева из Казанского федерального университета перевела его на русский язык, и они вместе с Гузаль Гайнулиной расскажут нам о том, что авторы нашли в этом обзоре.

Перевод подкаста - Гулиева Илаха.
Редактирование перевода - Зиганшина Лилия Евгеньевна.
Озвучивание подкаста - Гулиева Илаха, Румянцева Дарья и Гайнулина Гузаль.
Запись, монтаж и отладка подкаста - Шакирзянова Марина Валентиновна и Габдрахманов Азат Исхакович.
Координация проекта по переводу на русский язык: Cochrane Russia - Кокрейн Россия (филиал Северного Кокрейновского Центра на базе Казанского федерального университета). По вопросам, связанным с этим переводом, пожалуйста, обращайтесь к нам по адресу: cochrane.russia.kpfu@gmail.com.

- Читайте транскрипт

Дарья: Многие потенциально спасающие жизнь варианты лечения имеют побочные эффекты, которые могут оказать существенное негативное влияние на качество жизни пациента. Поэтому наряду с Кокрейновскими обзорами, в которых рассматриваются полезные эффекты вариантов лечения, разрабатываются такие, в которых изучают способы уменьшения их неблагоприятных эффектов. В одном из таких обзоров, впервые опубликованном в июле 2017 года, рассматриваются способы защиты слюнных желез во время лучевой терапии. Авторы обзора Филип Райли и Энн-Мари Гленни из группы Кокрейн по здоровью полости рта в Манчестерском университете в Великобритании, разработали текст этого подкаста, а Илаха Гулиева из Казанского федерального университета перевела его на русский язык, и они вместе с Гузаль Гайнулиной расскажут нам о том, что авторы нашли в этом обзоре.

Илаха: Люди, получающие лучевую терапию на область головы или шеи, часто испытывают побочные эффекты, одним из которых является дисфункция слюнных желез. Это связано с тем, что лучевая терапия повреждает железы, что выражается в уменьшении образования слюны. Это пониженное слюнообразование и изменение её состава или консистенции слюны заставляют пациента чувствовать, что у него сухость во рту. Это может вызвать нарушение вкуса, трудности при жевании, глотании и речи, кариес и инфекции полости рта. Все это приводит к ухудшению качества жизни, и, к сожалению, дисфункция является постоянной.
Авторы разработали этот Кокрейновский обзор, чтобы узнать, существуют ли эффективные и безопасные медикаментозные вмешательства для предотвращения дисфункции слюнных желез в качестве дополнения к существующему обзору, в котором рассматривается лечение этого состояния после его развития. И хотя авторы пришли к некоторым обнадёживающим выводам, они также выявили необходимость более стандартизованного подхода к исследованиям в этой области.

Гузаль: Авторы нашли 39 рандомизированных испытаний, в которых приняли участие более 3500 человек. Было проведено 14 различных сравнений. Но большинство доказательств было для 3-х препаратов: амифостин, пилокарпин и палифермин, и авторы не смогли сделать выводы о каких-либо других лекарственных средствах, которые были протестированы или использованы. 
Наиболее обнадёживающими оказались результаты применения амифостина, который уменьшил риск развития сухости во рту средней и тяжелой степени к концу лучевой терапии и, в меньшей степени, через 3 месяца после лучевой терапии. Однако, неизвестно, сохраняется ли эффект на долгое время, поскольку доказательств пользы через год после лучевой терапии было недостаточно, и в целом авторы оценили качество доказательств как низкое, поэтому уверенность авторов в результатах ограничена, и они могут измениться с дальнейшими исследованиями. Были также очень слабые доказательства из одного небольшого исследования, согласно которому амифостин мог увеличивать не стимулированный ток слюны до года после лучевой терапии. Однако, амифостин имеет свои собственные нежелательные побочные эффекты, и авторы обнаружили доказательства низкого качества увеличения частоты рвоты, гипотензии, тошноты и аллергических реакций.
Препарат пилокарпин  часто используют для лечения дисфункции слюнных желез, но нет доказательств, чтобы предположить, что он эффективен в профилактике этого состояния. Авторы не обнаружили каких-либо надёжных доказательств пользы ни в отношении ощущения сухости во рту, ни в отношении увеличения слюноотделения. Аналогично, не было чётких доказательств пользы для слюнной железы при применении палифермина, который часто используется для профилактики мукозита полости рта, другого побочного эффекта лечения рака.

Илаха: Таким образом, в заключение, это стало разочарованием, что, несмотря на то, что было обнаружено 39 отдельных исследований, все еще так мало доказательств, поддерживающих использование какого-либо одного вмешательства для профилактики дисфункции слюнных желез у людей, получающих лучевую терапию области головы и шеи. Похоже, что для проведения исследований в этой области был применен разбросанный подход, при котором множеством отдельных исследований тестировали различные вмешательства. Авторы хотели бы видеть больше стандартизации того, что следует тестировать, что измерять и как это делать так, чтобы будущий синтез данных из испытаний предоставил ответы, которые нужны пациентам и врачам.

Дарья: Если вы хотите узнать больше об исследованиях, которые были проведены, следите за будущими обновлениями этого обзора, если станут доступны дополнительные исследования, и читайте полный Кокрейновский обзор методов лечения дисфункции слюнных желез. Вы можете легко найти оба обзора в Кокрейновской библиотеке. Просто зайдите в Кокрейновскую библиотеку и проведите поиск по терминам "дисфункция слюнных желез".

Закрыть транскрипт
Share/Save

Podcast: Drugs for preventing dry mouth and problems with saliva after radiotherapy

Many potentially life-saving treatments have side effects that can have a substantial negative impact on a patient’s quality of life. Therefore, alongside Cochrane Reviews that look at the potentially beneficial effects of treatments, are those that examine ways to reduce their adverse effects. One such review, newly published in July 2017 looks at ways to protect the salivary glands during radiotherapy. Review authors, Philip Riley and Anne-Marie Glenny from Cochrane Oral Health at the University of Manchester in the UK, tell us what they found.

- Read transcript

John: Hello, I'm John Hilton, editor of the Cochrane Editorial unit. Many potentially life-saving treatments have side effects that can have a substantial negative impact on a patient’s quality of life. Therefore, alongside Cochrane Reviews that look at the potentially beneficial effects of treatments, are those that examine ways to reduce their adverse effects. One such review, newly published in July 2017 looks at ways to protect the salivary glands during radiotherapy. Review authors, Philip Riley and Anne-Marie Glenny from Cochrane Oral Health at the University of Manchester in the UK, tell us what they found.

Philip: People receiving radiotherapy to their head or neck are very likely to experience side effects, one of which is salivary gland dysfunction. This is because the radiotherapy damages the glands, meaning that they produce less saliva. This reduction in saliva flow and changes in its composition or consistency make the patient feel like they have a dry mouth. It can cause taste disturbance, difficulty chewing and swallowing, speech problems, tooth decay and oral infections. All of these result in poorer quality of life, and unfortunately, the dysfunction is permanent.
We did our Cochrane Review to see if there are effective and safe pharmacological interventions for preventing salivary gland dysfunction, as an accompaniment to the existing review that looks at treating the condition once it has developed. And, although we have come up with some promising findings, we’ve also shown the need for a more standardised approach to research in this area.

Anne-Marie: We found 39 randomised trials that included more than 3500 people. There were 14 different comparisons. But, most of the evidence was for 3 drugs: amifostine, pilocarpine, and palifermin, and we’re not able to draw conclusions about any of the other drugs that have been tested or used.
The most promising results were for amifostine, which reduced the risk of the patient developing moderate to severe dry mouth by the end of radiotherapy and, to a lesser extent, at 3 months after radiotherapy. However, we don’t know if the effect is sustained in the long-term because there was insufficient evidence of benefit a year after radiotherapy and, overall, we assessed the evidence as being low quality, so our confidence in the results is limited and they might change with further studies. There was also some very weak evidence from one small study that amifostine might increase unstimulated saliva flow up to a year after radiotherapy. However, amifostine has its own undesirable side effects and we found low quality evidence of increased vomiting, hypotension, nausea and allergic response.
The drug pilocarpine is often used to treat salivary gland dysfunction, but there is no evidence to suggest that it’s useful in the prevention of the condition. We found no reliable evidence of benefits for either the feeling of having a dry mouth or increasing saliva flow. Likewise, there was no clear evidence of a salivary gland benefit for palifermin, which is often used to prevent oral mucositis, another side effect of cancer treatment.”

Philip:  So, in conclusion, it was very disappointing that, despite finding 39 separate studies, there is still so little evidence to support the use of any one intervention to prevent salivary gland dysfunction in people receiving radiotherapy to the head and neck. There seems to have been a scattergun approach to doing research in this area, with lots of single studies testing different interventions. We’d like to see more standardisation of what to test, what to measure and how to do so, so that future synthesis of the data from trials will provide the answers that patients and clinicians need.

John: If would like to read more about the studies that have been done, watch for future updates of this review if more research becomes available and look at the Cochrane Review of treatments for salivary gland dysfunction, you can find both easily in the Cochrane Library. Just go to Cochrane Library dot com and search 'salivary gland dysfunction'.

Close transcript
Share/Save