Подкаст: ​Психологическая терапия для детей и подростков, перенесших травму

Дети, которые перенесли травму, могут иметь серьезные проблемы с психологическим здоровьем, и для предотвращения этих исходов были использованы различные виды психотерапии. В новом обзоре Кокрейн, опубликованном в октябре 2016 года, были собраны доказательства по этому вопросу. Полина Ганжелюк из Казанского Федерального Университета перевела текст подкаста на русский язык, а Алия Мулланурова расскажет нам о результатах этого обзора.

Перевод подкаста - Ганжелюк Полина.

Редактирование перевода - Просюкова Ксения Олеговна, Курбатова Ольга Геннадьевна, Зиганшина Лилия Евгеньевна.

Озвучивание подкаста - Мулланурова Алия Фаритовна и Таштанбекова Чолпон Болотбековна.

Запись, монтаж и отладка подкаста - Шакирзянова Марина Валентиновна и Габдрахманов Азат Исхакович.

Координация проекта по переводу на русский язык: Cochrane Russia - Кокрейн Россия (филиал Северного Кокрейновского Центра на базе Казанского федерального университета). По вопросам, связанным с этим переводом, пожалуйста, обращайтесь к нам по адресу: cochrane.russia.kpfu@gmail.com.

- Читайте транскрипт

Чолпон: «Дети, которые перенесли травму, могут иметь серьезные проблемы с психологическим здоровьем, и для предотвращения этих исходов были использованы различные виды психотерапии. В новом обзоре Кокрейн, опубликованном в октябре 2016 года, были собраны доказательства по этому вопросу. Полина Ганжелюк из Казанского федерального университета перевела текст подкаста на русский язык, а Алия Мулланурова расскажет нам о результатах этого обзора».

Алия: «Этот обзор – продолжение обзора, сделанного авторами ранее по психотерапии детей и подростков, у которых диагностировали посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Цель нового обзора состояла в том, чтобы выяснить, могут ли эти методы лечения эффективно предотвращать негативные исходы, включая ПТСР, у детей и подростков, которые перенесли травму.

Авторы включили 51 испытание, в которых участвовало более 6100 человек. Двадцать испытаний включали детей, два испытания включали только дошкольников, десять - только подростков. В остальных испытаниях участвовали как дети, так и подростки. 

Участники исследований перенесли различные травмы. Самыми частыми были сексуальное насилие (12 испытаний), а также военное и социальное насилие (10 испытаний). 

В шести испытаниях участниками были жертвы стихийных бедствий; в других шести испытаниях – столкнувшиеся с физической травмой, и в трёх испытаниях - с психологическим насилием. По одному испытанию пришлось на участников, которые прошли через болезнь, угрожающую жизни; подвергались физическому насилию; и жестокому обращению (издевательствам). Остальные испытания анализировали травмы разного характера.

Авторы надеялись сконцентрировать свое внимание на исследованиях, в которых терапию начинали в течение года после получения травмы, но это оказалось невозможным, так как большинство испытаний не фиксировали время между получением травмы и началом терапии.

Наиболее часто используемой терапией была когнитивно-поведенческая терапия или КПТ. Другими типами терапии стали: семейная терапия, метод экспозиции, дебрифинг, обучение психологической самопомощи, тренинг социальных навыков, нарративная терапия, поддерживающая терапия и техника ДПДГ (десенсибилизация посредством движения глаз). Несмотря на широкое разнообразие, большинство методов лечения включали несколько общих психотерапевтических элементов. В частности, многие виды терапии включали обучение психологической самопомощи и навыкам преодоления.

В целом, авторы показали, что у детей и подростков, прошедших психологическую терапию, с меньшей вероятностью выявляли симптомы или диагностировали ПТСР в сравнении с теми, кто не проходил терапию. Авторы также обнаружили, что КПТ может быть эффективнее других видов психотерапии. Однако не было обнаружено доказательств того, что терапия предотвращает другие негативные исходы, такие как депрессия, тревога или поведенческие изменения. К сожалению, из-за того, что большинство испытаний описывали исходы сроком до 1 месяца, нет доказательств долговременной эффективности психотерапии.

Существуют некоторые указания на то, что при отдельных видах травм участники лучше отвечали на лечение психотерапией. Симптомы уменьшались в испытаниях, в которых участвовали дети и подростки, перенесшие сексуальное насилие, социальное, межличностное насилие и природные катастрофы, но не в случаях психологических последствий физических травм и жизне-угрожающих заболеваний. Авторы не могут утверждать о достоверности этих различий, поскольку испытания были единичными и исследовали только некоторые типы травм.

В целом, несмотря на то, что пока неясно, насколько долговременны будут результаты психотерапии, существующие доказательства позволяют авторам утверждать, что детям и подросткам, перенесшим травмы, должна быть предложена психотерапевтическая помощь для предотвращения клинических посттравматических симптомов».

Чолпон: «Если вы хотите узнать больше о типах терапии и о видах психологических травм, вы можете найти этот обзор на сайте Библиотеки Кокрейн. Просто наберите в строке поиска «психологическая терапия и травмы у детей»».

Закрыть транскрипт
Share/Save

Podcast: Psychological therapies for preventing post-traumatic stress disorder in children and adolescents

Children who are exposed to trauma can experience serious mental health problems and a variety of psychological therapies have been tried to prevent these outcomes. In October 2016, Donna Gillies from the Western Sydney Local Health District in Australia and colleagues brought the evidence together in a new Cochrane Review and she tells us more in this podcast.

- Read transcript

John: Hello, I'm John Hilton, editor of the Cochrane Editorial unit. Children who are exposed to trauma can experience serious mental health problems and a variety of psychological therapies have been tried to prevent these outcomes. In October 2016, Donna Gillies from the Western Sydney Local Health District in Australia and colleagues brought the evidence together in a new Cochrane Review and she tells us more in this podcast.

Donna: This review was a follow-up to our earlier review of psychological therapies for children and adolescents diagnosed with posttraumatic stress disorder. The aim of this new review was to see if these therapies might be effective in preventing negative outcomes, including PTSD, in children and adolescents who had been exposed to trauma.

We included 51 trials, which had recruited a total of more than 6000 participants. Twenty trials included children, two were limited to preschool children, and ten to adolescents. The rest included both children and adolescents.

The trials included participants exposed to a variety of different traumas. The most common were sexual abuse in 12 trials, and war or community violence in ten. They were involved in a natural disaster in six trials; undergone physical trauma in six; and exposed to interpersonal violence in three trials. One trial each included participants who had had a life-threatening illness; been physically abused; or maltreated. The remaining trials included a range of traumas.

We had hoped to concentrate on trials where therapy had started within a year of the trauma but this was not possible as most trials did not report the time between trauma exposure and therapy.
The most commonly used psychological therapy was cognitive behavioural therapy, or CBT. Other therapies were family therapy, exposure, debriefing, psychoeducation, skills training, narrative therapy, supportive therapy, and a technique known as EMDR. Despite this wide range of psychological therapies, several psychotherapeutic elements were common to most. In particular, psychoeducation and coping skills were included in many.

Overall, we found children and adolescents receiving psychological therapies were less likely to display symptoms of, or be diagnosed with, PTSD, compared to those not receiving therapy. We also found some evidence that CBT might be more effective than other psychological therapies. However, we did not find evidence that psychological therapies prevented other negative outcomes such as depression, anxiety, or behavioural changes. Unfortunately, because most studies only reported outcomes up to one month, there was no evidence for the long-term effectiveness of psychological therapies.

There were some indications that different types of trauma may be more responsive to psychological therapies. Symptoms were decreased in trials which included children and adolescents exposed to sexual abuse, community violence, interpersonal violence and natural disaster; but not when the exposure was physical trauma or a life-threatening illness. As there were only single studies of a number of types of trauma, we cannot yet be sure whether these differences are real.

In summary, although it is not yet clear whether benefits will be maintained in the long term, the existing evidence allows us to recommend that children and adolescents exposed to trauma should be offered psychological therapies to prevent the clinical symptoms of trauma exposure.

John: If you would like to read more about the types of therapy, and the types of trauma in Donna’s review, you can find it online at Cochrane Library dot com. Just go to the website and run a search for ‘psychological therapies and trauma in children’.

Close transcript
Share/Save