Подкаст: ​Вмешательства для профилактики синдрома гиперстимуляции яичников в цикле ЭКО in vitro

Некоторые женщины, проходящие процедуру стимуляции яичников в ходе искусственного оплодотворения, испытывают неблагоприятный эффект, который называется синдромом гиперстимуляции яичников, сокращенно СГЯ. Существует несколько Кокрейновских обзоров о стратегиях профилактики синдрома гиперстимуляции яичников, а этот новый обзор обзоров от января 2017 года объединяет результаты всех этих систематических обзоров. Адель Ильясова из Казанского федерального университета перевела текст подкаста на русский язык и расскажет нам о результатах этого обзора.

Перевод подкаста - Ильясова Адель.

Редактирование перевода - Просюкова Ксения Олеговна, Курбатова Ольга Геннадьевна, Зиганшина Лилия Евгеньевна.

Озвучивание подкаста - Ильясова Адель и Габдрахманов Азат Исхакович.

Запись, монтаж и отладка подкаста - Шакирзянова Марина Валентиновна и Габдрахманов Азат Исхакович.

Координация проекта по переводу на русский язык: Cochrane Russia - Кокрейн Россия (филиал Северного Кокрейновского Центра на базе Казанского федерального университета). По вопросам, связанным с этим переводом, пожалуйста, обращайтесь к нам по адресу: cochrane.russia.kpfu@gmail.com.

- Читайте транскрипт

Азат: «Некоторые женщины, проходящие процедуру стимуляции яичников в ходе искусственного оплодотворения, испытывают неблагоприятный эффект, который называется синдромом гиперстимуляции яичников, сокращенно СГЯ. Существует несколько Кокрейновских обзоров о стратегиях профилактики СГЯ, а этот новый обзор обзоров от января 2017 года объединяет результаты всех этих систематических обзоров. Адель Ильясова из Казанского федерального университета перевела текст подкаста на русский язык и расскажет нам о результатах этого обзора».

Адель: «Синдром гиперстимуляции яичников вызван очень высокой ответной реакцией яичников на гормональное лечение и приводит к увеличению размера яичников и перемещению жидкости из кровеносных сосудов в брюшную полость, что приводит вздутию живота, высокому риску образования тромбов и снижению кровоснабжения таких важных органов, как почки и печень. Легкая форма СГЯ наблюдается в 20-33% случаев циклов вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ), в то время как средняя или тяжелая форма встречается приблизительно в 3-8% циклов. 

Обзор 27 Кокрейновских обзоров объединяет существующие доказательства о вмешательствах, которые могли бы использоваться для профилактики или лечения СГЯ средней степени тяжести и тяжелого СГЯ и связанных с ним общих расстройств у пар с субфертильностью (недостаточной репродуктивной функцией), которые проходят циклы вспомогательных репродуктивных технологий, таких как экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) и интрацитоплазматическая микроинъекция спермы. Семнадцать из этих 27 обзоров были разработаны или обновлены в последние три года. 

В общей сложности в семи обзорах описаны вмешательства, оказавшиеся полезными в снижении частоты развития СГЯ, и еще в одном обзоре были продемонстрированы «обнадёживающие» результаты. Все эффективные вмешательства, за исключением одного, не оказали отрицательного влияния на исходы беременности. Обзоры, в которых представлены доказательства среднего или высокого качества о пользе, указывают на то, что врачам-клиницистам следует рассматривать следующие вмешательства: лечение метформином до и во время цикла вспомогательных репродуктивных технологий у женщин с синдромом поликистоза яичников; использование антагонистов гонадотропин-рилизинг-гормона в циклах вспомогательных репродуктивных технологий или в качестве триггерного фактора в программах с донорской яйцеклеткой или «заморозки». Обнадёживающим вмешательством, требующим дальнейшего изучения, является ‘coasting’ – отказ от гонадотропинов для снижения проявлений СГЯ. С другой стороны, доказательств в настоящее время не достаточно, чтобы поддержать широко распространенную практику замораживания всех эмбрионов и их последующую пересадку после разрешения синдрома гиперстимуляции яичников (СГЯ).

В заключение, этот обзор должен помочь лицам, определяющим политику здравоохранения, в разработке местных и региональных протоколов или клинических рекомендаций по профилактике синдрома гиперстимуляции яичников. Авторы надеются, что обзор также будет способствовать будущим исследованиям, направленным на заполнение существующего пробела знаний. Сегодня клиницисты могут использовать эти обобщенные доказательства в качестве поддержки выбора наилучшего режима лечения для конкретных женщин, которым в каждом случае станет тот, который снизит вероятность развития СГЯ, но не подвергнет риску исход беременности. К сожалению, выводы авторов ограничены отсутствием новых первичных исследований и обновленных обзоров, а некоторые новые стратегии профилактики СГЯ, которые еще не описаны в Кокрейновских обзорах, естественно, не могут быть включены в этот обзор обзоров». 

Азат: «Если вы хотите прочитать этот обзор обзоров – руководство, основанное на более чем двух дюжинах имеющихся сегодня Кокрейновских обзоров, вы можете найти этот обзор обзоров онлайн в Кокрейновской библиотеке. Зайдите на сайт cochranelibrary.com и просто введите в строке поиска «обзор обзоров по СГЯ»».

Закрыть транскрипт
Share/Save

Podcast: Interventions for prevention of ovarian hyperstimulation syndrome in in vitro fertilisation cycles: an overview of Cochrane reviews

Some women who have ovarian stimulation for assisted reproduction will experience an adverse effect called ovarian hyperstimulation syndrome, or OHSS. There are several Cochrane Reviews of strategies to prevent this and a new overview in January 2017 brings together the findings from these systematic reviews. The lead author, Selma Mourad from Radboud University Medical Centre in Nijmegen in the Netherlands summarises this large evidence base in this podcast.

- Read transcript

John: Hello, I'm John Hilton, editor of the Cochrane Editorial unit. Some women who have ovarian stimulation for assisted reproduction will experience an adverse effect called ovarian hyperstimulation syndrome, or OHSS. There are several Cochrane Reviews of strategies to prevent this and a new overview in January 2017 brings together the findings from these systematic reviews. The lead author, Selma Mourad from Radboud University Medical Centre in Nijmegen in the Netherlands summarises this large evidence base in this podcast.

Selma: Ovarian hyperstimulation syndrome is caused by a very high ovarian response to hormonal medication and results in enlarged ovaries and a fluid shift from blood vessels to the abdominal cavity, leading to abdominal bloating, a high risk of blood clots and decreased blood supply to important organs such as the kidneys and liver. The mild form of OHSS is seen in 20% to 33% of assisted reproductive technology cycles, whereas a moderate or severe form is found in approximately 3% to 8% of cycles.
Our overview of 27 Cochrane reviews summarises the available evidence on interventions that could prevent or treat moderate, severe and overall OHSS in couples with subfertility who are undergoing assisted reproductive technology cycles, such as in vitro fertilisation and intracytoplasmic sperm injection. Seventeen of these 27 reviews had been done, or updated, in the past three years.
In total, seven reviews described interventions that provided a beneficial effect in reducing OHSS rates, and one additional review showed 'promising' results. Of the effective interventions, all except one had no detrimental effect on pregnancy outcomes. The reviews that provided moderate or high quality evidence of benefit indicate that clinicians should consider the following interventions in particular: metformin treatment before and during an ART cycle in women with polycystic ovarian syndrome and gonadotrophin-releasing hormone antagonists in ART cycles or as a trigger in donor oocyte or 'freeze-all' programmes. A promising intervention that needs to be researched further is coasting, the withholding of gonadotrophins for reduction of OHSS. On the other hand, the evidence is currently insufficient to support the widespread practice of freezing all embryos and replacing them at a later time when OHSS has dissolved.
In conclusion, our overview should help policymakers to develop local and regional protocols or guidelines for the prevention of OHSS and we hope it will also encourage future research to fill the knowledge gaps. Clinicians can use the summarised evidence now to help them to choose the best treatment regimen for individual women, which would be one that reduces the chance of developing OHSS but does not compromise pregnancy outcomes. Unfortunately, our conclusions are limited by a lack of recent primary studies and updated reviews, and some of the novel strategies for preventing OHSS that are not yet described in Cochrane reviews, cannot, of course, be included in our overview.”

John: If you would like to read this one stop guide to the more than two dozen Cochrane Reviews that are currently available, you can find the overview online at Cochrane Library dot com, with a simple search for 'overview of OHSS'.

Close transcript
Share/Save