Подкаст: Вмешательства для увеличения посещаемости скрининга диабетической ретинопатии

Так же как и проблемы с контролем глюкозы в крови, вызываемые диабетом, это состояние может привести к множеству других осложнений. Одно из них – нарушение зрения, называемое диабетической ретинопатией, и важно, чтобы люди с диабетом периодически проверялись. Кокрейновский обзор от января 2018 года рассматривает вопрос о том, как увеличить посещаемость скринингов, и его основой автор, Джон Лоуренсон из Университета Сити Лондона, Великобритания, разработал текст подкаста, а Гузаль Гайнулина из Казанского федерального университета перевела его на русский язык и расскажет нам больше об этом обзоре.

Перевод подкаста - Гайнулина Гузаль.
Редактирование перевода - Зиганшина Лилия Евгеньевна.
Озвучивание подкаста - Гайнулина Гузаль и Гулиева Илаха.
Запись, монтаж и отладка подкаста - Шакирзянова Марина Валентиновна и Габдрахманов Азат Исхакович.
Координация проекта по переводу на русский язык: Cochrane Russia - Кокрейн Россия (филиал Северного Кокрейновского Центра на базе Казанского федерального университета). По вопросам, связанным с этим переводом, пожалуйста, обращайтесь к нам по адресу: cochrane.russia.kpfu@gmail.com.

- Читайте транскрипт

Илаха: Так же как и проблемы с контролем глюкозы в крови, вызываемые диабетом, это состояние может привести к множеству других осложнений. Одно из них – нарушение зрения, называемое диабетической ретинопатией, и важно, чтобы люди с диабетом периодически проверялись. Кокрейновский обзор от января 2018 года рассматривает вопрос о том, как увеличить посещаемость скринингов, и его основой  автор, Джон Лоуренсон из Университета Лондона, Великобритания, разработал текст подкаста, а Гузаль Гайнулина из Казанского федерального университета перевела его на русский язык и расскажет нам больше об этом обзоре.

Гузаль: Диабетическая ретинопатия является наиболее распространенным сосудистым осложнением диабета и является основной причиной слепоты и нарушения зрения во всем мире. Есть хорошие доказательства, поддерживающие целесообразность ежегодного или двухгодичного скрининга, чтобы снизить риск потери зрения у людей с диабетом, но во многих программах охват скринингом меньше, чем он должен быть; и некоторые из факторов, связанных с более низким уровнем посещаемости скрининга, это – проживание в ситуации высокой социальной депривации, возраст до 40 лет, более длительная продолжительность диабета и принадлежность к группам азиатских чернокожих и этнических меньшинств.
В этом новом Кокрейновском обзоре было  изучено 66 рандомизированных испытаний с участием более 350 000  человек для исследования вмешательств, направленных на увеличение посещаемости скрининга на предмет диабетической ретинопатии, среди людей с сахарным диабетом 1-го и 2-го типов. Эти вмешательства, как правило, сложны и многогранны, с одним или несколькими целевыми объектами, включая самих пациентов, медицинских работников или систему здравоохранения.
Две трети клинических испытаний были проведены в Северной Америке, и ни одно из них не было из стран с низким или средним уровнем дохода. В большинстве испытаний сравнивали вмешательство с обычной помощью, в то время как в меньшей части сравнивали более интенсивную стратегию с менее интенсивной.
В целом авторы обнаружили, что вмешательства привели к абсолютному увеличению посещаемости скрининга на 12% по сравнению с обычной помощью. Наблюдалось меньшее улучшение (приблизительно 5%), когда более интенсивное вмешательство сравнивалось с менее интенсивным. Однако, уверенность авторов в определенности этих цифр низка из-за большого различия результатов в исследованиях.
Имелись некоторые свидетельства более выраженного эффекта  в популяциях с более низкой изначальной посещаемостью скрининга, и еще один важный вывод заключался в том, что вмешательства, направленные на улучшение качества лечения диабета в целом, были так же эффективны, как те, которые были специально направлены на улучшение посещаемости скрининга на предмет ретинопатии.
Таким образом, этот обзор свидетельствует о том, что вмешательства по улучшению посещаемости скрининга на предмет диабетической ретинопатии эффективны, независимо от того, специально ли они предназначены для улучшения посещаемости скрининга на предмет ретинопатии или являются частью общей стратегии улучшения лечения диабета. Это важно из-за дополнительных преимуществ общих мер по улучшению качества ведения людей с диабетом, таких как улучшение гликемического контроля, управление сосудистыми рисками и скрининг на предмет других микрососудистых осложнений.

Илаха: Если вы хотите узнать больше о различных скринингах и более общих стратегиях, вы можете найти полную информацию в Кокрейновском обзоре. Просто зайдите в Кокрейновскую библиотеку  и выполните поиск по терминам 'диабетическая ретинопатия», чтобы найти этот обзор'.

Закрыть транскрипт
Share/Save

Podcast: Interventions to increase attendance for diabetic retinopathy screening

As well as the problems with blood sugar control that are caused by diabetes, the condition can lead to a variety of other problems. One of these is an eye problem called diabetic retinopathy and it’s important that people with diabetes are checked for this. A January 2018 Cochrane Review looks at how to increase attendance at these screening visits and lead author, John Lawrenson from the City University of London in the UK, tells us more in this podcast.

- Read transcript

John Hilton: Hello, I'm John Hilton, editor in the Cochrane Editorial and Methods department.  As well as the problems with blood sugar control that are caused by diabetes, the condition can lead to a variety of other problems. One of these is an eye problem called diabetic retinopathy and it’s important that people with diabetes are checked for this. A January 2018 Cochrane Review looks at how to increase attendance at these screening visits and lead author, John Lawrenson from the City University of London in the UK, tells us more in this podcast.

John Lawrenson: Diabetic retinopathy is the most common microvascular complication of diabetes and is a leading cause of blindness and visual impairment throughout the world. There is good evidence to support annual or biennial screening to reduce the risk of sight loss in people with diabetes, but screening uptake is less than it should be in many screening programmes; and some of the factors associated with lower levels of screening attendance are living in an area of high social deprivation, being under 40, having a longer duration of diabetes and belonging to a Black Asian and Ethnic minority group.
Our new Cochrane Review drew on 66 randomised trials, with a total of more than 350,000 participants, to investigate interventions intended to increase attendance for diabetic retinopathy screening in people with type 1 and type 2 diabetes mellitus. These interventions are typically complex and multi-dimensional, with one or more targets including patients themselves, healthcare professionals or the healthcare system.
Two thirds of the trials were done in North America and none were from low or middle-income countries. Most of the trials compared the intervention to usual care, while a minority compared a more to a less intense strategy. 
Overall, we found that the interventions led to a 12% absolute increase in screening attendance compared to usual care. There was a smaller improvement (approximately 5%) when a more intensive intervention was compared to a less intensive one. However, our confidence in the certainty of these figures is low because of the wide variation in the results across the studies.
There was some evidence for larger effects in populations with lower baseline screening attendance and another important finding was that interventions aimed at improving the general quality of diabetes care worked as well as those that were specifically aimed at improving retinopathy screening. 
In summary, our review provides evidence that interventions to improve diabetic retinopathy screening are effective, whether they are specifically designed to improve retinopathy screening or are part of a general strategy for improving diabetes care. This is important because of the additional benefits of general quality improvement interventions for people with diabetes, such as improving glycaemic control, vascular risk management and screening for other microvascular complications.

John Hilton: If you would like to learn more about the various screening and more general strategies, you could find the full details in the Cochrane Review. Just go to Cochrane Library dot com and run a search for ‘diabetic retinopathy screening’ to find it.

Close transcript
Share/Save