Подкаст: ​Фармакологическое лечение запоров, связанных с лечением антипсихотическими средствами

Антипсихотические средства широко используются в учреждениях психиатрической помощи, поэтому разработаны несколько Кокрейновских обзоров по их потенциальных пользе и вреде. Одним из неблагоприятных эффектов является запор, и новый Кокрейновский обзор от января 2017 года посвящен изучению путей решения этой проблемы. Алия Закирова из Казанского федерального университета перевела текст подкаста на русский язык, а Чолпон Таштанбекова расскажет нам о результатах этого обзора.

Перевод подкаста - Закирова Алия.

Редактирование перевода - Просюкова Ксения Олеговна, Курбатова Ольга Геннадьевна, Зиганшина Лилия Евгеньевна.

Озвучивание подкаста - Таштанбекова Чолпон Болотбековна и Габдрахманов Азат Исхакович.

Запись, монтаж и отладка подкаста - Шакирзянова Марина Валентиновна и Габдрахманов Азат Исхакович.

Координация проекта по переводу на русский язык: Cochrane Russia - Кокрейн Россия (филиал Северного Кокрейновского Центра на базе Казанского федерального университета). По вопросам, связанным с этим переводом, пожалуйста, обращайтесь к нам по адресу: cochrane.russia.kpfu@gmail.com.

- Читайте транскрипт

Азат: «Антипсихотические средства широко используются в учреждениях психиатрической помощи, поэтому разработаны несколько Кокрейновских обзоров по их потенциальных пользе и вреде. Одним из неблагоприятных эффектов является запор, и новый Кокрейновский обзор от января 2017 года посвящен изучению путей решения этой проблемы. Алия Закирова из Казанского федерального университета перевела текст подкаста на русский язык, а Чолпон Таштанбекова расскажет нам о результатах этого обзора».

Чолпон: «Возникновение запоров в связи с приемом антипсихотических препаратов является распространенным и серьезным неблагоприятным эффектом, особенно у лиц, принимающих клозапин. На каждую тысячу пациентов, принимающих этот препарат, от 300 до 600 человек страдают от запоров. Как минимум у четырех из них появляются серьезные желудочно-кишечные осложнения (например, паралитическая непроходимость кишечника), в результате которых, как минимум, один пациент погибает.

По этой причине, очень важны безопасные и эффективные методы лечения запоров, связанных с приемом антипсихотических препаратов, и авторы подготовили Кокрейновский обзор для рассмотрения доказательств по фармакологическому лечению. При этом фармакологическое лечение определили широко, включив слабительные и любые другие лекарства, которые можно использовать для борьбы с запорами в этой популяции.

Авторы нашли на удивление мало доказательств. В западной литературе не найдено ни одного испытания, удовлетворяющего критериям отбора, четыре потенциально подходящих исследования были опубликованы в Китае, и только два из них сообщали достаточно данных для включения в обзор, составив общую выборку в 480 участников.

Включенные исследования были посвящены главным образом изучению методов Традиционной Китайской Медицины (ТКМ) в качестве средств лечения запоров, что означает, что отсутствуют надежные рандомизированные испытания таких распространённых средств лечения запоров, как клетчатка, сенна, докузат, лактулоза или макроголь; так и более современных средств, таких, как, например, линаклотид.

Два включенных испытания были проведены более десяти лет назад, результаты были изложены не достаточно полно, и авторы классифицировали их как исследования, имеющие высокий риск смещения. Исследования также были краткосрочными, одно из них было проведено в течение 24 часов, другое – в течение 17 дней.

Однако все же следует обратить внимание на результаты этих исследований. В одном из них было обнаружило, что клизма с глицерином была менее эффективна, чем методы традиционной китайской медицины для стимулирования работы кишечника у пациентов психиатрических стационаров, страдающих запорами. В другом исследовании, было выявлено, что маннитол оказался более эффективным, чем корень ревеня, сода или фенолфталеин. Авторы не обнаружили каких-либо данных о таких важных исходах, как потребность в средствах экстренной помощи, раннее выбывание из исследования, качество жизни, серьезные неблагоприятные события или экономические издержки.

В целом, авторы делают вывод о том, что доказательств, полученных в клинических испытаниях, не достаточно для того, чтобы делать конкретные рекомендации по лечению запора, связанного с приемом антипсихотических препаратов. Это неутешительный вывод, поскольку это не скрытый неблагоприятный эффект. Он широко распространен, и особенно в случае клозапина является потенциально жизне-угрожающим. Авторы надеются на то, что будет проведено больше исследований для устранения этого значительного пробела доказательств, и что в них будут использованы надежные методы измерения степени запора (такие, как Римские критерии), что длительность испытаний будет не менее месяца, и будут изучены среднесрочные и долгосрочные исходы, включая серьёзные. Авторы рекомендуют обратиться к доказательствам, связанным с лечением хронических запоров в основной популяции, что может помочь с выбором лечения».

Азат: «Если вы хотите ознакомиться с текущей версией обзора и в дальнейшем следить за обновлениями, посетите сайт cochranelibrary.com и введите в строке поиска «запоры, связанные с приемом антипсихотиков».

Закрыть транскрипт
Share/Save

Podcast: Drug treatments for constipation caused by antipsychotic medications

Antipsychotic medicines are widely used in mental health settings and there are several Cochrane Reviews of their potential benefits and harms. One of the adverse effects is constipation and a new Cochrane Review from January 2017 looks at some of the treatments for this. We asked the lead author, Susanna Every-Palmer from the Wellington School of Medicine in the University of Otago in New Zealand to tell us what they found.

- Read transcript

John: Hello, I'm John Hilton, editor of the Cochrane Editorial unit. Antipsychotic medicines are widely used in mental health settings and there are several Cochrane Reviews of their potential benefits and harms. One of the adverse effects is constipation and a new Cochrane Review from January 2017 looks at some of the treatments for this. We asked the lead author, Susanna Every-Palmer from the Wellington School of Medicine in the University of Otago in New Zealand to tell us what they found.

Susanna: Antipsychotic-related constipation is a common and serious adverse effect, especially for people taking clozapine. For every thousand patients treated with this drug, 300 to 600 will suffer constipation and at least four will develop serious gastrointestinal complications (such as paralytic ileus), from which at least one will die.
It’s important, therefore, to have effective and safe treatments for antipsychotic-related constipation and we did our Cochrane Review to look at the evidence on pharmacologic treatment. We defined pharmacological treatments broadly as laxatives and any other medicines that might be used to combat constipation in this population.
We found surprisingly little evidence. There were no eligible studies in the Western literature and the four potentially relevant studies were all published in China; and only two of these reported sufficient data to be included, giving a total sample of just 480 participants.
The included studies had Traditional Chinese Medicine, or TCM, as their primary focus, meaning that there are no robust, randomised trials of the common treatments for constipation, like fibre supplements, senna, docusate, lactulose, or macrogol, or of novel treatments such as linaclotide.
The two included studies were over ten years old, poorly reported, and we classified both as having a high risk of bias. They were also short, with one running for just 24 hours, and one for 17 days.
However, it is still worth thinking a little about their results. One study found that glycerol enema was less effective than TCM in promoting a bowel movement in constipated psychiatric inpatients, and the other study found mannitol to be more effective than rhubarb soda or phenolphthalein. We found no data for our other important outcomes such as the need for rescue medication, acceptability, leaving the study early, quality of life, serious adverse events, or economic costs.
Overall, we have to conclude that there is insufficient trial-based evidence to make specific recommendations about treating antipsychotic-related constipation. This is disappointing. It’s not an obscure adverse effect. It’s common, and particularly in the case of clozapine, potentially life-threatening. We hope that more studies will be done to address this massive evidence gap and that these will use a validated method of measuring constipation (such as the Rome criteria), last at least a month and consider medium- and long-term outcomes including serious outcomes. We also recommend looking to the evidence on the treatment of chronic constipation in the general population to help guide treatment choices.”

John: If you would like to read the current version of Susanna’s review and to watch for future updates should the much-needed trials get done, you can find it online. Just go to Cochrane Library dot com and search ‘antipsychotic-related constipation’.

Close transcript
Share/Save