Подкаст: ​Шкалы оценки рисков в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний

В Кокрейновской Библиотеке имеется несколько обзоров по вмешательствам для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, таким как лекарства, диета и физические упражнения. Предпосылкой для их использования может стать оценка риска конкретного человека, и новый обзор от марта 2017 года рассматривает доказательства по использованию шкал оценки риска. Сабина Ахмедова из Казанского федерального университета перевела текст подкаста на русский язык, а Чолпон Таштанбекова расскажет нам о результатах этого обзора.

Перевод подкаста - Ахмедова Сабина.

Редактирование перевода - Просюкова Ксения Олеговна, Курбатова Ольга Геннадьевна, Зиганшина Лилия Евгеньевна.

Озвучивание подкаста - Таштанбекова Чолпон Болотбековна и Габдрахманов Азат Исхакович.

Запись, монтаж и отладка подкаста - Шакирзянова Марина Валентиновна и Габдрахманов Азат Исхакович.

Координация проекта по переводу на русский язык: Cochrane Russia - Кокрейн Россия (филиал Северного Кокрейновского Центра на базе Казанского федерального университета). По вопросам, связанным с этим переводом, пожалуйста, обращайтесь к нам по адресу: cochrane.russia.kpfu@gmail.com.

- Читайте транскрипт

Азат: «В Кокрейновской библиотеке имеется несколько обзоров по вмешательствам для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, таким как лекарства, диета и физические упражнения. Предпосылкой для их использования может стать оценка риска конкретного человека, и новый обзор от марта 2017 года рассматривает доказательства по использованию шкал оценки риска. Сабина Ахмедова из Казанского федерального университета перевела текст подкаста на русский язык, а Чолпон Таштанбекова расскажет нам о результатах этого обзора».

Чолпон: «Руководства по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний делают акцент на шкалах оценки рисков в качестве ориентира при принятии клинических решений, в особенности, относительно применения лекарств для профилактики. В этих шкалах оценки риска используют клинические переменные, такие как возраст, пол, артериальное давление и уровень холестерина для оценки вероятности того, что у человека с этими показателями может случиться сердечный приступ или инсульт. И, несмотря на то, что было проведено много исследований в области разработки шкал оценки риска, остается неопределённость в отношении реальной клинической пользы от предоставления этой информации на практике.

Таким образом, для того, чтобы помочь разрешить эту неопределённость, авторы обзора исследовали влияние оценки и предоставления показателей риска по шкалам оценки риска на исходы сердечно-сосудистых заболеваний и на уровни факторов риска, таких как холестерин и артериальное давление. Авторы также рассмотрели другие исходы, такие как назначение лекарств с профилактической целью, приверженность соблюдению приема лекарств, здоровый образ жизни, конфликт при принятии решений, качество жизни, связанное со здоровьем, и расходы на здравоохранение.

Авторы обзора нашли 41 рандомизированное исследование с участием около 200 000 человек, в которых предоставление показателя по шкалам оценки риска врачом, специалистом здравоохранения или системой здравоохранения сравнивали с обычной помощью без оценки и предоставления показателей шкалы риска. В целом, для ответа на ключевые вопросы авторов обзора, доказательства были низкого качества, но они дают основания для предположения о том, что предоставление людям их показателей по шкалам оценки риска может оказать незначительное влияние, как на снижение холестерина на 0,10 ммоль/л, так и на снижение уровня систолического артериального давления на 2,8 мм рт.ст. Однако, было недостаточно доказательств высокого качества, чтобы определить, транслируется ли это в профилактику сердечно-сосудистых событий, поскольку только в трех исследованиях сообщали об этой конечной точке, что было основным исходом этого обзора. 

Анализируя вторичные исходы, предоставление показателей по шкалам оценки риска может привести к повышению частоты успеха в прекращении курения и уменьшению конфликта при принятии решений, но практически не влияет на приверженность приему лекарств и качество жизни, связанное со здоровьем. Данные о расходах также были ограничены, но предполагают возможность сокращения расходов на здравоохранение после введения шкал оценки риска.

Таким образом, авторы не смогли сделать чётких выводов о клинической эффективности введения шкал оценки риска для первичной профилактики. Многое остаётся неопределённым относительно оптимального применения шкал оценки риска в клинической практике для улучшения исходов сердечно-сосудистых заболеваний и уровней фактора риска. Авторы хотели бы видеть больше исследований, в которых определялось бы оптимальное содержание и формат сообщений о сердечно-сосудистом риске, которые бы мотивировали к изменению поведения и врачей, и пациентов. Авторы обзора также хотели бы видеть больше исследований, в которых проводится оценка влияния предоставления информации об этих рисках на протяжении длительного периода времени и которые выходят за рамки простого начала терапии, снижающей риск, для оценки принятия и долгосрочной приверженности этим методам лечения для улучшения здоровья сердечно-сосудистой системы».

Азат: «Если вы хотите узнать больше о результатах обзора и о содержании 41 включенного исследования, вы можете найти всю информацию онлайн, просто зайдите в Кокрейновскую библиотеку и введите в строке поиска «шкалы оценки риска и сердечно-сосудистые заболевания».

Закрыть транскрипт
Share/Save

Podcast: Clinical effects of cardiovascular risk scores in people without cardiovascular disease

The Cochrane Database of Systematic Reviews contains several reviews of interventions to prevent cardiovascular disease such as medications, diet and exercise. A precursor to trying these might be to assess a person’s risk and a new review in March 2017 looks at the evidence for using risk scores to do this. Lead author, Kunal Karmali from the Northwestern University Feinberg School of Medicine in Chicago USA, tells us more in this podcast.

- Read transcript

John: Hello, I'm John Hilton, editor of the Cochrane Editorial unit. The Cochrane Library contains several reviews of interventions to prevent cardiovascular disease such as medications, diet and exercise. A precursor to trying these might be to assess a person’s risk and a new review in March 2017 looks at the evidence for using risk scores to do this. Lead author, Kunal Karmali from the Northwestern University Feinberg School of Medicine in Chicago USA, tells us more in this podcast.

Kunal: Guidelines for the prevention of cardiovascular disease emphasize risk scores as a guide for clinical decision-making, particularly with preventive medications. These risk scores use clinical variables like age, sex, blood pressure, and cholesterol levels to estimate the chance that someone will have a heart attack or stroke. And, although there has been much research into the development of risk scores, there is uncertainty about the actual clinical benefits of providing this information in practice.
Therefore, to help resolve this uncertainty, we investigated the effects of evaluating and providing risk scores on cardiovascular outcomes and on the levels of risk factors like cholesterol and blood pressure. We also looked at other outcomes such as the prescribing of preventive medications, medication adherence, healthy behaviors, decisional conflict, health-related quality of life, and healthcare costs.
We identified a total of 41 randomized trials involving nearly 200,000 participants that compared the provision of a risk score by a doctor, healthcare professional, or healthcare system with usual care without the risk score. Overall, the evidence was of low quality for answering our key questions but it suggests that providing risk scores may have a small effect on reducing both cholesterol, by 0.10 mmol/L, and systolic blood pressure, by 2.8 mmHg. However, there was insufficient high-quality evidence to determine whether this translates into the prevention of cardiovascular events, with only three studies reporting this endpoint, which was our primary outcome for the review.
Looking to the secondary outcomes, providing risk scores may increase smoking cessation and reduce decisional conflict, but there was little or no effect on medication adherence or health-related quality of life. Data on costs were also limited but suggest a reduction in healthcare costs after providing risk scores.
In summary, we are unable to draw firm conclusions about the clinical effectiveness of providing risk scores in primary prevention. Much remains uncertain about the optimal implementation of risk scores in clinical practice to improve cardiovascular outcomes and risk factor levels. We’d like to see more research that identifies the optimal content and format of messages about cardiovascular risk that motivate behaviour change in physicians and patients. We’d also like to see more research that assesses the impact of providing this risk information over time, and looks beyond the simple initiation of risk-reducing therapies to assess uptake and long-term adherence to these therapies to improve cardiovascular health.”

John: If you would like to look in more depth at the findings of the review and the content of the 41 included studies, you can find full details online if you go to Cochrane Library dot com and search ‘risk scores and CVD’.

Close transcript
Share/Save