Подкаст: Антибиотики при остром бронхите

Острый бронхит является одной из самых распространенных инфекций дыхательных путей, с которыми встречаются врачи общей практики или семейные врачи. В Кокрейновской библиотеке есть несколько обзоров по этой теме, и один из них, по эффектам антибиотиков, был обновлен в июне 2017 года. Ведущий автор обзора, Сьюзен Смит, врач общей практики из Дублина, Ирландия, из отделения общей практики Медицинской школы RCSI рассказала о том, что они нашли, в этом подкасте, а Айгерим Азаматова, стажёр Кокрейн Россия из Западно-Казахстанского государственного медицинского университета имени Марата Оспанова, перевела текст подкаста на русский язык и расскажет нам о результатах этого обзора.

Перевод подкаста - Азаматова Айгерим.
Редактирование перевода - Юдина Екатерина Викторовна.
Озвучивание подкаста - Азаматова Айгерим и Таштанбекова Чолпон.
Запись, монтаж и отладка подкаста - Шакирзянова Марина Валентиновна и Габдрахманов Азат Исхакович.
Координация проекта по переводу на русский язык: Cochrane Russia - Кокрейн Россия (Ассоциированный центр Северного Кокрейновского Центра на базе Казанского федерального университета). По вопросам, связанным с этим переводом, пожалуйста, обращайтесь к нам по адресу: cochrane.russia.kpfu@gmail.com.

- Читайте транскрипт

Чолпон: Острый бронхит является одной из самых распространенных инфекций дыхательных путей, с которыми встречаются врачи общей практики или семейные врачи. В Кокрейновской библиотеке есть несколько обзоров по этой теме, и один из них, по эффектам антибиотиков, был обновлен в июне 2017 года. Ведущий автор обзора, Сьюзен Смит, врач общей практики из Дублина, Ирландия, из отделения общей практики Медицинской школы RCSI рассказала о том, что они нашли, в этом подкасте, а Айгерим Азаматова, стажёр Кокрейн Россия из Западно-Казахстанского государственного медицинского университета имени Марата Оспанова, перевела текст подкаста на русский язык и расскажет нам о результатах этого обзора.

Айгерим: Люди, обращающиеся за первичной помощью с острым бронхитом, обычно имеют острый кашель и высокую температуру, и, хотя польза и потенциальный вред от использования антибиотиков при этом состоянии неясны, люди с острым бронхитом часто получают антибиотики.
Авторы подготовили обзор, чтобы попытаться разрешить эту неопределенность, объединив доказательства по вопросу, улучшают ли антибиотики клинические исходы, и оценили их неблагоприятные эффекты. Авторы включили рандомизированные испытания любой антибиотикотерапии по сравнению с плацебо или отсутствием лечения при остром бронхите или остром продуктивном кашле у людей без сопутствующего заболевания легких.
Авторы обзора включили 17 испытаний с общим числом участников почти 5100 человек. В 16 из этих испытаний антибиотики сравнивали с плацебо, а качество испытаний в целом было хорошим. С положительной стороны, участники, которые получали антибиотики, реже испытывали кашель или ночной кашель в периоде наблюдения, и их болезнь разрешалась быстрее. Однако, в среднем, это составляло разницу всего лишь в половину дня при средней длительности заболевания 8-10 дней. Кроме того, у пациентов, получавших антибиотики, значимо чаще встречались неблагоприятные эффекты, наиболее распространенными из них были тошнота, рвота, диарея, головная боль и сыпь.
Принимая во внимание все эти доказательства вместе, авторы пришли к выводу, что существуют ограниченные доказательства клинической пользы от применения антибиотиков при остром бронхите. Они могут оказывать скромный полезный эффект у определенного типа пациентов, например, ослабленных, пожилых людей, у которых есть сопутствующие заболевания, кроме острого бронхита, но относительно немногие из них были включены в исследования на сегодняшний день. И, принимая решение о том, следует ли использовать антибиотики для лечения острого бронхита, необходимо тщательно рассмотреть размер любой пользы, учитывая потенциальные побочные эффекты, рост устойчивости к антибиотикам от чрезмерного их использования и затраты на лечение антибиотиками.

Чолпон: Если вы хотите узнать больше о доступных доказательствах по этим различным факторам, вы можете найти их на сайте Кокрейновской библиотеки, введя в строке поиска "антибиотики для лечения бронхита".

Закрыть транскрипт
Share/Save

Podcast: Antibiotics for acute bronchitis

Acute bronchitis is one of the commonest respiratory tract infections seen by general or family practitioners, with several reviews now available in the Cochrane Library and one of these, of the effects of antibiotics, was updated in June 2017. We asked the lead author, Susan Smith, a GP from Dublin, Ireland, based at the Department of General Practice in the RCSI Medical School, to tell us what they found.

- Read transcript

John: Hello, I'm John Hilton, editor of the Cochrane Editorial unit. Acute bronchitis is one of the commonest respiratory tract infections seen by general or family practitioners, with several reviews now available in the Cochrane Library and one of these, of the effects of antibiotics, was updated in June 2017. We asked the lead author, Susan Smith, a GP from Dublin, Ireland, based at the Department of General Practice in the RCSI Medical School, to tell us what they found.

Susan: People presenting to primary care with acute bronchitis will usually have an acute cough and a high temperature, and, although the benefits and potential harms of using antibiotics for this condition are unclear, they are often given them.
We did our review to try to resolve this uncertainty by bringing together the evidence on whether antibiotics improve clinical outcomes and to assess their adverse effects. We included randomized trials of any antibiotic therapy compared with placebo or no treatment in acute bronchitis or acute productive cough, in people who do not have an underlying lung disease.
We included 17 trials with a total of almost 5100 participants. 16 of these trials compared antibiotics to a placebo, and the quality of trials was generally good. On the positive side, participants given antibiotics were less likely to have cough or night cough at follow up and their illness cleared up quicker. However, on average, this amounted to a difference of only half a day, in the context of an illness that lasts on average 8-10 days. There were also significantly more adverse effects in the antibiotic patients, with the most commonly reported being nausea, vomiting, diarrhoea, headache and rash. 
Considering all this evidence together, we’ve concluded that there is limited evidence of clinical benefit in the use of antibiotics in acute bronchitis. They may have a modest beneficial effect in particular types of patient such as frail, elderly people who have other illnesses as well as the acute bronchitis, but relatively few of these have been included in studies to date. And, when deciding whether or not to use antibiotics for acute bronchitis, the size of any benefit needs to be considered carefully, given the potential side effects, the rise in antibiotic resistance from overuse and the cost of antibiotic treatment.

John: If you would like to read more about the available evidence on these different factors, just visit Cochrane Library dot com, where a simple search for 'antibiotics for bronchitis' will pick up Susan’s review.

Close transcript
Share/Save